Не стоит доверять выбор программы страхования турфирме, если при покупке тура приобретение страхового полиса у конкретного страховщика уже не заложено в целом устраивающий Вас пакет туристических услуг!

 

Еженедельник «Антенна», 2008 год, номер 41, страница 88, рубрика «Именем закона»

 

ВЗЯТКИ ГЛАДКИ?

 

В учебных заведениях с родителей то и дело требуют деньги.За что платить, а за что нет?

 

Наш консультант: эксперт ЗАО «Астрополис» Роман Сакун.

Дошкольное и школьное образование в нашей стране бесплатно (ст. 5 Закона РФ «Об образовании»), если ребенок обучается в государственном и муниципальном образовательном учреждении и получает образование впервые.

Но вот сын или дочь стали посещать садик или поступили в школу – и началось! То сдай деньги на занавески, то на ремонт класса, то за охрану, то на уборку… Как разобраться, законны ли эти поборы?

 

Во-первых, в соответствии с приказом Департамента образования г.Москвы от 31.12.1996 г. № 521 сбор наличных средств с родителей категорически запрещен. Образовательное учреждение вправе привлекать дополнительные финансовые средства только в форме целевых взносов (п.8 ст. 41 Закона РФ «Об образовании»). Так что если уж платить, то только через сберкассу – по квитанции, в которой указано назначение платежа. Первый способ злоупотреблений Вам знаком – просто не оформлять собранные деньги (кроме подписи, зачастую Вашей же, в ведомости). Чтобы не узнать на практике второй способ, обратите внимание, что в квитанции получателем платежа должно быть именно образовательное учреждение, например, ГОУ Средняя общеобразовательная школа 415, а не ООО «Охранник» или ЗАО «Чистая школа». Ведь если Вы добровольно оплатили услуги третьего лица – то отношения у Вас возникают только с ним и претензии к образовательному учреждению затруднены. Поскольку доходы сотрудников образовательных учреждений малы, а часть городского бюджета, идущая в образование, очень велика в абсолютной и относительной величине, то на реально необходимые расходы деньги в учреждении есть. Поэтому остерегайтесь, также, формулировок вроде «дополнительных занятий» или «консультационных услуг» в квитанции за оплату ремонта или дополнительной охраны. Часто одного упоминания Вашей готовности произвести оплату только по соответствующей квитанции, и/или сразу же после того, как Вы получите подтверждение её обоснованности по запросу в Департамент образования г. Москвы или его окружное отделение, либо, хотя бы, по горячей линии, достаточно для того, чтобы необходимость в вашем спонсорском участии отпала надолго. Обычными в этом случае вместо квитанций являются демагогического характера разговоры про «совесть родителей», «интересы собственных же детей» и т.д.  

Во-вторых, платежи родителей – это добровольные пожертвования. А значит, заставить вас оплачивать ремонт класса или нужды садика никто не вправе. Если же администрация образовательного учреждения давит на родителей, заставляя платить, смело обращайтесь в Департамент образования г. Москвы. Если Вы хотите сделать адресную помощь образовательному учреждению, а не выполнять функции правительства по росту доходов его сотрудников, но при этом теневым образом и способствовуя росту коррупции (а не прозрачности и динамике развития образования), то делается это перечислением на счёт конкретного образовательного учреждения (устав большинства образовательных учреждений это допускает, как и Закон об образовании) или через один из многочисленных фондов.

 

И в-третьих: если образование детей по закону бесплатно, то их содержание в садике или школе, требует оплаты. Так что плата за пребывание ребенка в саду или группе продленного дня – это уже не добровольные пожертвования, а обязанность родителей. Например, в московских детских садах законно собирается сумма за содержание детей:

- 550 руб.– в группах кратковременного пребывания.

- 770 руб. – в государственных образовательных учреждениях «детский сад» и «детский сад комбинированного вида».

- 990 руб. – в государственных образовательных учреждениях «детский сад общеразвивающего вида», «детский сад присмотра и оздоровления», «детский сад компенсирующего вида» и др.

- 12 100 руб. – в ГОУ «центр развития ребенка – детский сад», дошкольных группах государственных образовательных учреждений «прогимназия» и «центр образования».

Однако нередко существует обязательная надбавка (часто – на порядок большая законных платежей) для доплат воспитателям и на круглогодичный многолетний ремонт (зачастую давно и в полном  - по ценам известных строительно-отделочных фирм - объёме оплаченный городом и частично выполненный гастербайтерами). Обычно, несмотря на доплаты, в воспитательное учреждение привлечь никого, кроме невостребованных в частных детских садиках воспитателей советского стиля (с соответствующими успехами в воспитании детей) не удаётся, а безграмотность и щедрость родителей при оплате поборов, только увеличивает чувство безнаказанности работников учреждения и ставит детей ещё в худшие условия.

 

Кстати

Квитанция об оплате должна храниться у родителей – в садике или школе не вправе ее забирать, а могут лишь проверить наличие оплаты. В бухгалтерии образовательного учреждения и так есть информация об оплате, а в крайнем случае для сверки достаточно и копии.

 

Охрана

На основании приказа Департамента образования г.Москвы № 521 от 30.12.96 оплата охраны образовательного учреждения за счет средств родителей допускается на добровольной основе и только в безналичной форме. Причем с охранной организацией должен быть заключен договор об оказании услуг.

 

Уборка

Уборку делает технический персонал школы, который включен в штатное расписание, а значит, получает за это зарплату. Родители платить за уборку не должны.

 

Питание

Согласно нормативным актам, включая приказ Департамента образования от 29.08.2006 г. №525, учащиеся 1-4 классов обеспечиваются бесплатным завтраком. Плата за обед – это уже дело родителей.

 

Учебники

Бюджет выделяет средства на федеральный комплект учебников, на которых стоит гриф Министерства образования. Эти учебники доставляются в каждую школу Москвы и выдаются детям бесплатно. Остальные же, не входящие в федеральный комплект, придется покупать самим.

 

Кто считает денежки?

Вопросом сбора денег занимается родительский комитет. При этом он должен иметь статус юридического лица и иметь банковский лицевой счет. Каждое пожертвование должно быть целевым и сопровождаться составлением договора, оформлением кассовых ордеров, актом и отчетом о расходовании.

 

Хочу учиться!

Помимо бесплатных образовательных услуг, которые ребенку обязаны оказать в том или ином дошкольном учреждении, существуют платные. Согласно ст. 4 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» к платным услугам относятся:

-         обучение по дополнительным образовательным программам;

-         преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

-         репетиторство;

-         занятия по углубленному изучению предметов и другие услуги.

Родители вправе отказаться от предлагаемых платных услуг, но это не может быть причиной уменьшения объема основных образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением. Если же вы все же согласились на платные услуги, не забудьте заключить договор, в котором будет перечислено все, за что вы платите деньги.

 

Обратите внимание

Не относятся к платным услугам:

-         реализация основных общеобразовательных программ;

-         реализация общеобразовательных программ повышенного уровня и с углубленным изучением отдельных предметов;

-         факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах;

-         снижение установленной наполняемости классов (групп);

-         деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ.

Привлечение на эти цели средств потребителей не допускается.

 

Полезные адреса

Департамента образования города Москвы

Телефон приема информации о поборах в школах и детских садах: +7 (495) 366-68-50 (9.30-18.30 по рабочим дням, 9.30-17.30 по пятницам)

«Горячие линии» по вопросам поборов в школах и детских садах в управлениях образования административных округов г. Москвы:

915-05-40 ЦАО
456-51-83 САО
619-10-17 СВАО
963-55-35 ВАО
350-07-22 ЮВАО
114-06-91 ЮАО
120-31-56 ЮЗАО
249-08-86 ЗАО
947-77-20 СЗАО
535-44-49 Зеленоградский АО

.2015
Эти без суда не заплатят

Подан исполнительный лист, выданный одним из городских судов Московской области, согласно которому взыскивается долг за оказание услуг с физического лица, около 5 месяцев рассчитывающегося с исполнителем «завтра»: сумма задолженности согласно отчёту исполнителя, направляемому заказчику в электронной форме по факту оказания услуг – в полном объёме, пени с момента возникновения задолженности до даты вынесения решения судом – в полном объёме, услуги представителя  - частично (представитель по иску частично сам обладает специальными знаниями), расходы по госпошлине пропорционально удовлетворённым требованиям.

далее»
.2015
Интернет-мошенничество в США

 

 Гражданин купил фотоаппарат в одном из интернет-магазинов в США, однако покупка не только не была доставлена, но и деньги не были возвращены. В таких случаях расчёт делается международными мошенниками на изматывание покупателя (рассказами про смену программного обеспечения, технические ошибки, организационные изменения) и постепенное угасание внимания к проблеме с пропуском сроков обжалований транзакции. Некоторые такие сайты собирают сотни негативных отзывов покупателей, оставшихся без денег, но с опытом на будущее. Наш клиент предпочёл деньги вернуть. Традиционный подход фирмы "Астрополис" к делу (основанный на исчерпывающем качестве, комплексности, соразмерности, последовательности и релевантности мер) не подвёл нас и сейчас: в результате серии правильных обращений в нужные службы серверы мошенников "заработали" и операция возврата была совершена.

далее»
.2015
4G модем

Наш клиент приобрёл у одного из ведущих операторов связи 4G-модем, однако доступ в интернет через сеть 4G "практически" не работал, обеспечивая стабильную работу только в сети 3G. В ответ на требования потребителя, которые оператор рассматривает 60 дней вместо 10 дней, предусмотренных законом, ответчик в стиле советских традиций дал ответ на другую тему и с рекламой своей заботы об абонентах, что и привело к обращению в суд. Сторонам удалось достигнуть мирового соглашения, согласно которому абоненту была не только возвращена стоимость модема, но и выплачена вся истребованная им в иске сумма морального вреда. Надо отдать должное оператору связи, специалисты которого в состоянии признавать свои ошибки (хотя и лишь на этапе обращения в суд) и вставать на путь исправления при организации работы с потребителями.

далее»
.2015
Многолетнее исполнение решения суда

Заказчик много лет самостоятельно пытался добиться от приставов-исполнителей исполнения решения суда - ходил на приёмы, писал письма и жалобы, знакомился с очередным специалистом, слушал про большое количество дел в производстве и трудности профессии, в связи с утратой исполнительного документа в результате "организационных преобразований, направленных на улучшение работы службы" получал дубликат исполнительного листа в суде (а это несколько месяцев) и повторял свои усилия по очередному кругу. Отчаявшись найти признаки существования в России хоть какой-либо системы исполнения решений суда, гражданин обратился к нам. Приставы-исполнители наконец-то обратили внимание на существоание Федерального закона "Об исполнителном производстве", нашли должника, его имущество, взыскатель начал получать взысканные деньги.

далее»
.2015
Задержка рейсов.

В отличие от известного телеведущего Леонида Якубовича, которому обращение в Транспортную прокуратуру не помогло защитить свои права, нарушенные в итоге традиционной задержки рейсов авиакомпанией "Аэрофлот" (15 марта 2013 года), как обычно цинично объясняющей неумение работать в рыночных условиях "заботой о безопасности пассажиров" и всегда имеющих виноватых лиц, наш клиент недавно взыскал с авиакомпании штраф за задержку рейса. Авиакомпания, получившая невероятные активы и на земле и в воздухе, не считает важным (несмотря на мощную агитацию про свою заботу о пассажирах) добиваться конкурентоспособности через качество услуг и не в состоянии даже обеспечить элементарную организацию регистрации на рейс: над пассажирами иногда глумятся часами, при этом просрочки доставки пассажиров на десятки минут и вовсе не считаются проблемой, зато при опоздании кого-нибудь из пассажиров на считаные секунды (из-за очередей, созданных авиакомпанией) авиакомпания тут же под видом заботы о других пассажирах (всё равно ожидающих вылета лишние десятки минут) демонстративно закрывает регистрацию и любезно предлагает пострадавшим купить билеты на другой рейс. Та же авиакомпания, кстати, придерживается своего советского стиля заменять дело пропагандой во всём: к примеру пока дети у неё летают без питания, не говоря уже об обещанных им подарках и развлекательной программе, объявляет в компании ни много ни мало Год Ребёнка и пафосно трубит о заботе о детях, переманивая незадачливых родителей у добросовестных авиакомпаний и взвинчивая цены на авиабилеты больше цен авиакомпаний, где те же дети и без года ребёнка и постоянного самовосхваления почти всегда получают и дорожные подарки, и специальное питание, и развлечения.

далее»